четверг

Кто был в Забайкалье, знает, до чего этот край красив


Кто был в Забайкалье, знает, до чего этот край красив. Сопки со стройными, уходящими ввысь соснами, лиственницы с их смолой (серой, как мы ее называли). Мы жевали эту смолу и зубы наши были ослепительной белизны.

А что говорить о лесе! Багульник с его тонким ароматным запахом (еще снег местами лежит, а он цветет), первые цветы "вер-гульки", так мы их называли, с фиолетовым оттенком и нежными лепестками...

Лето быстро пробегало у нас. Рано утром надо выгнать корову, коз, баранов на пастбище, нарвать травы для кроликов, натаскать дров для печи, помочь прополоть огород (50 соток), наносить воды из колодца. Ведра с коромыслом были тяжелыми, поэтому нам, малышам, папа покупал ведерки поменьше. А еще мы успевали хорошо учиться в школе, заниматься общественной работой, играть в разные игры на улице с соседскими детьми. И при этом были всегда веселы и здоровы.

С каким задором мы, детвора, выскакивали на дорогу после дождя и бегали босыми ногами по лужам. А потом, весело крича, мчались обмывать грязь с ног к ручью, протекающему возле дома. Ручей для нас был всем: и огромным "океаном" (пускали в нем весной сделанные из коры кораблики), рекой для купания, катком зимой.

Осень приносила свои заботы. Надо было помочь заготовить грибы, ягоды, сено. Копали картофель вручную, засыпали полный подпол. Помогали солить грибы в деревянных бочках, убирали овощи: капусту, морковь, свеклу, турнепс, брюкву. Никогда не забуду, когда, будучи старшеклассницей, ездила с отцом на мотоцикле на заготовку кедровых орехов. Работа тяжелая, не для худенькой девочки, но все равно всегда было весело, и никакие трудности не были нам страшны.

А какие люди окружали нас! Соседи всегда приходили на помощь друг другу, делились последним, что было в избе. Мой отец не курил, но для гостей всегда имел запас сигарет. Наш дом стоял на развилке дорог, и к нам часто заезжали посторонние: кто спросить дорогу, кто заблудился, кто просто просился на ночлег — и родители никому не отказывали.

В нашей семье было одиннадцать детей. Мама, Валентина Иннокентьевна, занималась нами, хозяйством, пекла пироги. В свободное время любила танцевать, петь, играла на разных инструментах, хотя и была самоучкой. Ни один концерт в сельском клубе не проходил без ее участия. От нее всегда веяло добротой и лаской. И поэтому все мы, наши дети, внуки — люди музыкальные и творческие, несмотря на то, что у всех разные профессии.
Отец мой, Дмитрий Ильич, ровесник революции, с 16 лет работал на железной дороге. Несмотря на то, что образование имел 5 классов, был грамотным, добросовестным работником. Во время войны его назначили начальником станции. Не раз был награжден Почетными грамотами, орденами, ценными подарками. Отца знали по всей Забайкальской железной дороге. Время было тяжелое, голодное, но родители все делали для нас,старались баловать младших. Светлая им память .

Судьба разбросала нас, детей, по всему бывшему Союзу. Кто остался на родине, кто уехал строить БАМ. Я оказалась в Беларуси, в городе Добруше Гомельской области. Здесь живу 35 лет. Очень полюбила эту маленькую страну с ее народом, традициями. Имею семью, троих детей. Здесь у меня много хороших друзей. Работаю в гимназии. Скоро на пенсию. Для жизни у меня все есть. Только, чем старше становишься, тем сильнее тоска по местам, где ты родился и рос.

С "ЗОЖ" свела меня болезнь. В 45 лет  меня случился инсульт. Долго восстанавливалась. Слава Богу, сейчас хожу, говорю, пою, работаю, смеюсь. Вообще живу и с "ЗОЖ" не расстаюсь. Могу дать только один совет и новость: все зависит от самого человека. Здоровье иметь и жить — много надо трудиться.

Обращаюсь ко всем, кто учился и работал в Глинкинской средней школе, которой в 2011 году исполняется 50 лет, хочу пригласить на юбилей. Очень буду рада своим одноклассникам, всем, кто учился со мной с 1965 по 1975 год.

Адрес: Гуцевой (Петряко-вой) Валентине Дмитриевне, 247050 Беларусь, Гомельская обл., г. Добруш, ул. Московская, д. 1, кв. 30.

Комментариев нет:

Отправить комментарий